Преимущества и ограничения игры, как метода

С точки зрения обучения и развития игра – это метод. Часто подсвечивая лишь одну сторону медали, мы теряем возможность оценить объективно применение этого метода. В то время, как и у любого другого метода, способа решения задач, у игры есть свои преимущества и ограничения, о которых я хотела бы рассказать в сегодняшней рубрике «практика».

Начнем с задач, поскольку у каждого метода есть своя область задач. Сам метод носит прикладной характер и в отрыве от области его применения не представляет собой практической ценности. Задачи игры, как метода:

  • Сделать сложные реальные системы простыми для понимания.
  • Улучшить способность к социальному взаимодействию.
  • Повысить командную компетентность игроков.
  • Транслировать новые знания о взаимоотношениях, процессах принятия решений.
  • Трансформировать новые знания в действия.

Чтобы метод сработал с максимальной отдачей, необходимо понимать учебный и организационный контексты, в которых он применяется. Понимая эти контексты, мы можем конкретизировать цели и задачи игры и адаптировать метод для достижения нужного результата.

Если посмотреть на использование игр в качестве инструмента организационного развития, то в целом, задача сводится к тому, чтобы получить представление, наблюдая за игровым поведением и перенести успешные модели поведения на организационное развитие в реально существующей компании. 

Основным показателем является формирование внутри игры групповых структур и их поведение в отношении процесса организационного развития. Например, мы можем наблюдать, как определенные процессы принятия решений зависят от структуры группы, или от того, какие последствия имеет изменение в размере группы для решений группы.

Какие же преимущества мы можем извлечь, применяя игру как метод?

  • Тренировать ориентированное на рынок мышление,
  • Анализировать желания и потребности целевой аудитории,
  • Правильно интерпретировать ситуации на рынке и прогнозировать последствия принимаемых решений,
  • Приобретать навыки структурирования и решения проблем,
  • Видеть связи между целым и его фрагментами,
  • Преобразовывать сложные теории в простые для понимания модели,
  • Разъяснять и доносить до групп характер деловых решений,
  • Предоставлять участникам возможность преобразовать свои существующие теоретические знания в практические навыки;
  • Повышать готовность к обучению и эффективность процесса обучения,
  • Тренировать навык оценки сложных экономических ситуаций.

Если обобщить, то основное преимущество игры как метода в его возможности расширять область компетенций и через это менять организацию.

Сегодня игры широко используются в развитии человеческих ресурсов, главным образом в центрах оценки, где руководители оцениваются по их способности занимать руководящие должности. Игры могут использоваться, чтобы узнать, имеет ли кандидат необходимые для работы ключевые компетенции. Наблюдение дает представление, как человек приходит к решению определенной проблемы, а не только, может ли он решить проблему сам по себе. Кроме того, используя игру как метод наблюдения и оценки, в данном случае, можно получать информацию о том, адаптирует ли кандидат свое поведение к меняющимся ситуациям или придерживается старого.

Многие преимущества корпоративных деловых игр — одна сторона медали, недостатки, которые может принести такая форма обучения, другая.

  • Деловые игры недостаточно учитывают качественные факторы.
  • В имитационной модели не все возможные влияющие факторы могут быть использованы для экономических решений.
  • Игра не может исключать возможные субъективные представления разработчиков.
  • Игры относительно дороги, как в разработке, так и в их реализации.
  • Разработка игры требует временных затрат и периода детальной подготовки.

Кроме того, рациональное поведение участников игры в процессе принятия решений переоценено, так как в игре, все-таки, отсутствуют реальные возможности потерь. 

 © Мария Лукина