Интервью с Максимом Шебалиным

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Игры всегда были неотъемлемой частью всего, чем я занимался. Прежде всего, потому что цель любой игры — это путь к развитию того или иного навыка, а развитие навыков это и есть то, к чему мы все стремимся. Например, если я сейчас начну объяснять, как правильно вести бухгалтерский учет, я почти уверен, что через 5 минут вы уснете. А если предложу сыграть на тему «бухгалтерский учет» и скажу, что независимо от того, насколько вы понимаете этот термин, вы сможете выиграть? Звучит уже не так скучно, правда?

В этом и есть весь смысл: сделать обыденное и скучное — интереснее и полезнее. Поэтому не могу сказать, что в один день я проснулся и сказал себе «Сегодня начнем придумывать игры!». Идея понимания чего-либо в игровой форме всегда была частью любого рабочего или учебного процесса.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Специализация — универсальные игры. Например, Игра в Бисер, доступна на любом языке, для любого возраста и играть в неё могут, как двое, так и 100 игроков. К тому же это и офлайн, и онлайн варианты (www.bisergame.ru).

Как я уже сказал выше, я верю, что цель любой игры это путь к развитию. А что такое развитие? Развитие — это познание нового. А познавать новое — значит изучать новое. Поэтому, прежде всего, это игры на взаимодействие. Игры, которые могут быть полезными и нескучными.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Непосредственно разработкой я занялся несколько лет назад.

Как все начиналось? Почему игры?

Как и многим, мне в своё время, довелось прочитать роман Германа Гессе «Игра в Бисер». Уверен, вам известно, насколько он необычен. Именно в нём описана, а скорее «обозначена» Игра в Бисер. Но что это, как в неё играть, каковы правила — автор оставил без ответа. Одно было ясно — это игра, в которой могут сочетаться и музыка, и математика. Области, обычно далёкие друг от друга, в Игре переплетались таинственным образом, взаимодействовали, и дополняли друг друга. Это и стало началом. Много лет мысль об игре, таилась где-то глубоко внутри, а совсем недавно, в самом начале 2016 года, вдруг пришло понимание того, как в неё играть.
Почему игры?

Я всегда старался использовать игровой подход к обучению. Постепенно сформировалась идея, что было бы очень неплохо придумать универсальную игру, которая могла бы сочетать в себе простоту и отделимый (это важно) результат игры.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

У Игры в Бисер есть отличительная черта — она подходит к любому «блюду». Если в других играх — сложные правила и много игровых ограничений, то в ИБи — правила — всего несколько абзацев, и открытый формат. То есть можно задать любую (Любую!) Тему игры. Поэтому на создание новой игры уходит меньше минуты! Всего-то нужно — придумать Тему — и вперед!

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Минимум — три. Плюс, примерно, раз шесть надо сыграть в режиме тестирования и доработок.

Несколько месяцев ушло на формирование базового формата. Примерно, через год — мы представили игру публично. И получили резкую критику (и поделом). После чего формат был доработан (в Игре появился победитель) и отточен в ряде офлайн игр (турниров).

К сентябрю второго года (2017) — у нас уже заработала онлайн версия Игры в Бисер (www.bisering.ru).

А в ноябре мы впервые получили деньги за проведение игры.

Примерно, два года прошло от первой Игры до первого материального результата. И я считаю, что это — весьма хороший результат. Быстрее пройти путь от Идеи до качественного Продукта вряд ли получится.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Все те же игры, в которое играли мы все. Что изменилось? Об этом Вы знаете не хуже меня: игры прошли путь от пистолетов из деревяшки до приложений в смартфонах.

 

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Осознание того факта, что игры вовлекают людей, даже незнакомых, в особую форму общения: игроки за очень короткое время узнают друг друга с необычных сторон, а после обмениваются контактами и даже встречаются за чашкой кофе :)

Есть ли у Вас любимые темы?

Скорее, любимые темы есть у игроков :)

Что самое главное в игре? В чем залог её успеха?

Думаю, что самое главное в любой игре — это сделать так, чтобы игрок после её окончания не чувствовал себя прежним. Чтобы игра могла зацепить какую-то струну в нём. Чтобы процесс не был простой потерей времени, но приносил эмоции и вёл к чему-либо. И, конечно же, чтобы это чувство было позитивным. Простыми словами, залог успеха любой игры — это возможность весело провести время с пользой.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Вы испытали эмоции? Вам было весело? Вы узнали для себя что-то новое? Вы хотите еще раз сыграть? Если ответ на все эти вопросы — да, то игра однозначно хорошая!

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Конечно! А иначе какой в них смысл? Изначально Игра в Бисер была создана для очень узкого круга людей, иными словами, для коллег. Игра была своего рода перерывом во время рабочего дня, способ немного отключиться от рабочего процесса. Сейчас ИБи — это универсальный инструмент, который можно применить и в развлекательных, и в учебных, и в корпоративных целях.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Игрой в Бисер, конечно!

 

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии? Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Области применения поистине неисчислимы :)

Например, мы спроектировали и внедрили систему премирования.

Написали книжку по экономике для детей (Бизнес Мистера Нормуля).

Много раз готовились к переговорам, формировали свою переговорную позицию.

С недавних пор, появился поэт, способный по сыгранному полю написать стихи.

Потом композитор, пишущий песни на эти стихи.

А там и до клипа недалеко.

Согласитесь, получить на День Рождения песню про себя, которую написали друзья, знающие тебя много лет — поистине бесценно! И это именно твоя, индивидуальная песня, подарок от близких людей.

Есть и другие применения: от диагностики кандидата на должность до планирования туристической поездки.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Какими бы сложными ни были современные технологии, в конце концов всё сводится к человеческому общению. А настольная игра, хоть и относится уже к стилю «ретро», но, все-таки, вызывает больший интерес, чем очередное приложение. А все потому, что основываются настольные игры, прежде всего, на живом общении.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Скорее на Игровую Тематику (Тему). Представьте себе 150 человек (сотрудников), которые в один «прекрасный» день, вдруг стали получать деньги за свою работу — совершенно иным образом (я имею в виду алгоритм расчёта зарплаты). И, при этом, им всё понятно и доходчиво объяснено, всё прошло без недовольства, и им это даже нравится. Неожиданно, не правда ли?

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Как я уже отметил, сегодняшняя Игра в Бисер была усовершенствована путем проб и ошибок, но, тем не менее, не было ни одной игры, сыгранной зря. Абсолютно каждая игра, начиная с самой первой, отвечали поставленным задачам. Даже, если результат оказывался не совсем ожидаемым, это тоже был результат. Признаюсь, что ИБи оказалась ещё более многогранной, чем можно было предположить. Понимание того, что происходит во время игры, появлялось постепенно, и продолжает дополняться и сегодня.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игрой для детей?

Есть, и всего лишь одна: дети всегда будут более креативными, чем бизнесмены :)

 

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

В открытом пространстве бесчисленное количество игровых мероприятий. Начинать можно с любого. Постепенно, раза с четвёртого, появится понимание того, что именно, какой формат, нужен тебе, как заказчику. А, если такое не встретишь, то поймёшь, как ставить задачу разработчику.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

На сегодняшний день мы применяли игру во многих сферах, начиная от экономической, финансовой, заканчивая образовательной. Пока что сферу, где игру нельзя было бы применить, мы просто не встретили.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Не секрет, что многие футурологи видят будущее общество как общество игры. И я соглашаюсь с ними. Технологическая революция всё больше вытесняет людей из сферы занятости. Поэтому игра становится всё более востребованным способом провести время. Здесь и эмоции, и коммуникация, и новые люди, и проявление новых качеств давно знакомых людей… Всё это очень нравится, буквально каждому. А настольные игры — это как бумажные книги: особый шарм и особое состояние.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Конечно были, и не раз. Если бы не эти «epic fails», мы бы никогда не достигли того, чего достигли.

Где учиться разработке игр?

Роман Крылов, Вадим Дмитриев, Виталий Шемякин. Есть проверенный путь: Клуб Игропрактиков. Обратитесь к Елене Стасовой.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Да, я знаю таких людей. Поверьте — их единицы. Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком? Рецепт прост: креативный ум и желание много работать и не сдаваться во время неудач!

 

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта?

Игры можно разделить на два класса: Игры — Развлечения и Игры с результатом. Вторых меньше. Но они гораздо более востребованы.

А игр с результатом после игры — практически нет. Я говорю о переходе из игровой реальности в обычную, с сохранением игровых связей, взаимодействий, навыков. И для заказчика такая игра — находка.

Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Для разработчика игры под заказ обязательно нужно понимать заказчика, что именно он хочет. И это отдельная, сложная процедура.

Образование разработчика игр, конечно, выше высшего. Плюс активная позиция личной истории. Пройдя многогранную молодость, стать разработчиком игр гораздо легче.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Чтобы деньги, которые он вложил, были потрачены с пользой :)

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Игра для заказчика, конечно же, что-то в этом заказчике меняет. И главный вопрос заказчика: Не навредит ли игра коллективу? Как ни странно, опасения часто велики. И лишь немногие решаются на игру. Да, надо быть смелым :)

Очень важно, чтобы игровая реальность не стала более ценной чем обычная, реальная реальность. И интересует именно это, хотя редко кто формулирует свои опасения так явно.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Набор игровых инструментов, которым владеет разработчик игры, важен. Игровая математика — безусловно. Организация процесса игры — геймплей — крайне важен. Плюс понимание подходящего пространства, как физического, так и информационного.

Что важно учесть, когда сдаешь игру? 

Важно донести до заказчика всю последовательность — от замысла до полной игровой процедуры.

Есть особая, проверенная веками, процедура игры. Она, в том числе, включает вход в игру и выход из игры. И, если со входом, как правило, всё понятно, то «выход из игры» зачастую смазан и не обустроен. Поэтому обозначить «выход из игры»  крайне важно. В остальном все просто: подготовка, запуск, игра, выход из игры, трансформация игры в результат и даже тиражирование, обязательно надо прописать и проделать.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Спектр задач очень широк: от проведения игры на корпоративе до организации внедрения, скажем, новой системы оплаты труда.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Есть два разных результата. Первый — это впечатление. И оно всегда эмоционально яркое. Второй результат — это то, во что выливается игра потом: либо текст (инструкция, корпоративные положения), либо творческий результат, либо управленческое решение по результатам игры. Всегда по-разному. И всегда — результат.

О создании какой игры Вы мечтаете?

Да, мечта есть. Мечтаю провести «Дискурсиаду». И, конечно, Вы — угадали. В основе её — Игра в Бисер.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Скорее, на какой вопрос я бы ответил?

Специально для портала GameConstructor.Ru