Интервью с Романом Крыловым

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Мне 43 года, я бизнес-тренер и управленческий консультант. В моей жизни этапы фриланса перемежались этапами работы в компаниях, начиная с менеджера по персоналу в банке и заканчивая генеральным директором мебельной фабрики. Так что специфику управления людьми и работы HR-ов я знаю на собственном опыте.

Из последних достижений – полуфиналист конкурса Лидеры России.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

В основном, большие. 60+ участников для крупных корпоративных клиентов. Много заказов на бизнес-симуляции, когда нужно освоить и воспроизвести в игре специфику бизнеса компании-Заказчика. Мало настольных игр, совсем не разрабатываю трансформационные игры.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Развлекательный игровой проект под моим руководством на 100+ человек впервые прошел в 1995 году, я же был главным разработчиком. Малую тренинговую бизнес-игру я впервые сделал в 2001 году. Первый большой игровой проект, который стал событием сам по себе,  не как часть чего-то – 2015 год.

Как все начиналось? Почему игры?

Все начиналось с желания сделать тренинг увлекательным. Игра – самый эффективный способ передачи навыка. И я хотел, чтобы на моих тренингах люди не «спали», а были максимально включены. Поэтому я сделал ставку на набор уникальных тренинговых игр собственной разработки, с помощью которых сделал свои тренинги действительно авторскими.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Футбол, шахматы, бильярд. С тех пор изменилось… всё. Разработчик игр должен очень много играть в разные игры. Появились компьютерные игры, которых быть не могло в моем детстве. Наверное так – в детстве я много играл в игры только для развлечения. Сейчас – в основном для работы. Это – главное, что изменилось.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Баланс. Предсказать поведение игроков, пройдя по тонкому лезвию между логикой и эмоциями. Найти механики, которые поставят их именно в тот тупик, который нужен Заказчику. Выставить игровые цели, которые могут быть достижимы только «на последний ход, на грани фола». Ощущение канатоходца в процессе разработки – незабываемо.

Есть ли у Вас любимые темы?

Нет. Самая моя популярная игра – «Зима Близко» основана на нелюбимом мной сеттинге Игры Престолов. Тема, или легенда игры вообще не имеет особого значения, когда мы говорим о целевых играх. Тема дает фан, удовольствие. А удовольствие от игры в играх для бизнеса — побочная цель.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Это два разных вопроса. :) Главного в игре нет. Если у игры есть игроки и есть правила, по которым они согласны сыграть – игра есть. А вот в чем залог успеха игры – это другое. Тут важно название, дизайн объектов, реклама, но самое важное – простота. Сложную игру сделать просто. Простую – очень сложно.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Имеет значение цель игры. Если цель – развлечься, то хорошая игра – это та, в которую интересно играть. И ваш опыт неважен. Если же мы говорим о целевой игре для бизнеса, то чтобы понять, хороша ли она, нужно знать эту цель и понимать, как игра должна к ней привести. А затем – оценить, приводит ли она к цели данным путем. А если вы неопытны – вы не сможете этого оценить. Ответ – никак.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Никогда. Так выходит. Конечно, в группе Dragon-Fox есть коллеги, которые сертифицированы на проведение моих игр и, чисто теоретически, я мог бы прийти и… Но вы серьезно хотите играть в игру с ее разработчиком, досконально понимающим все правила, знающим все возможности и просчитавшем всю ее математику? Я думаю, никто не захочет. Поэтому я не играю в свои  игры, хотя хочу, конечно.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Затрудняюсь. Выбор между «Зимой Близко» и «Экспортерами». «Зима Близко», сделанная за одну ночь, популярная, с лаконичными правилами и уже разросшаяся в цикл игр. Или «Экспортеры», большая и крайне интересная сервисная симуляция с использованием межкультурных переговоров. Наверное, все же «Зима Близко» – слишком уж трудный и интересный путь у этой игры, и потенциал ее далеко не реализован.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Я автор единственного в России (пока) полностью онлайнового курса «Технология создания игр для бизнеса». В рамках этого почти трехмесячного мероприятия (сейчас стартует 3 поток) я очень много играю с участниками в игры, чтобы научить их разрабатывать игры. Это специальные игры для разработчиков. :)

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Сбербанк, проект «Преемники». Руководители нескольких филиалов приняли решение заменить оценку компетенций по методу Ассессмент-центра на оценку с помощью моей целевой игры. В каждом филиале мы остановили работу сотрудников на 4 часа (всего), оценщиками выступили руководители Сбербанка и уже через 2 часа после окончания игры на руках у моего заказчика были сделанные самими руководителями планы личного развития на каждого из более чем 100 участников проекта. По цене вышло более чем в 5 раз дешевле на одного человека. По скорости и вовлеченности – сами судите.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Дешевизна для Заказчика.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

1000+ человек одновременно, за 3 с половиной часа игры они должны детально освоить карьерные возможности в своей компании, построить себе карьерную стратегию и запомнить, какие компетенции они должны развивать для достижения своих целей. Время работы над проектом – менее месяца, включая типографию. До сих пор, как мне кажется, этот проект остается самой крупной по количеству участников бизнес-игрой в России.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

От недели до полугода. В среднем – месяц. Но нельзя забывать, что игры очень разные. У меня – крупные проекты. И если в его рамках нужно осваивать специфику заказчика (как в том проекте на 1000+ человек), то месяца очень мало.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Не менее трех. Открою секрет – игры постоянно дорабатываются, даже после проведения у реального Заказчика. И сейчас все больше заказов на небольшую доделку игры или комбинацию из нескольких готовых игр. То есть – в основные правила постоянно вносятся какие-то экспериментальные добавления и апгрейды.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Бесконечность.  Пока игра жива – она будет изменяться. Но я бы не назвал это доработкой. Просто представим на секунду, что оценка проекта «Преемники» в Сбербанке в этом году продолжится. Поедет ли на продолжение та же игра? Нет, уже чуть-чуть другая, более точно соответствующая задаче Заказчика.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Небо и земля. Дети не могут быть Заказчиком, у игры нет цели и все, что нужно – побольше фана. Корпоративный Заказчик сформирует задачу, я подберу именно те игровые механики, которые ее решают, оценивают или развивают нужные Заказчику компетенции и из них возникнет целевая игра.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Разброс цен на рынке очень широкий. Сама по себе разработка игры в группе Dragon-Fox начинается от 300 000 рублей. Но опираться на эту цифру изрядно бессмысленно – каждый проект уникален и расценивается индивидуально. К примеру, как легко понять, если вы выбираете готовое решение на сайте  dragon-fox.ru, вы не платите за его разработку – дело уже сделано.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Давайте посчитаем на примере. Коллеги из очень крупной российской компании заказали игровое решение почти за миллион рублей. Много? Да. Коллеги выкупили это решение для проведения в своем корпоративном университете. В результате, по их подсчетам, они полностью окупили расходы на разработку уже к четвертому самостоятельному проведению игры. Это я игнорирую тот факт, что игры крайне полезны сами по себе и приносят развитие бизнесу Заказчика, потому что подсчитать это затруднительно.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Берите тех, кто уже разрабатывал и проводил целевые игры для очень крупных игроков рынка. Газпром, РЖД, Сбербанк, Росатом и так далее. Там есть и понимание, что требовать с разработчика и умение оценить эффективность представленного решения. Особенно хорошо, если игру у разработчика выкупили – это означает, что решение действительно качественное. У меня в РЖД есть одна такая игра, в Росатоме — две, в Ростелекоме играют в три моих игры. Выбирайте меня :)

И вот еще очень важно. Часто на Заказчика выходит компания-посредник. Обращайте внимание не на имя компании, а на имя разработчика. Кто конкретно будет «шить ваш костюм»?

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Мы не сходились по вопросу цены – бывало. Иногда были совершенно нереальные сроки, Заказчики пока не очень хорошо понимают, сколько работы в наших проектах. Но чтобы отказать Заказчику по какой-то иной причине – такого не было.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

У меня на курс частенько записываются HR-директоры компаний не для того, чтобы стать разработчиками, а для того, чтобы четко понимать, как выбирать и как оценивать игровое решение. Для Заказчиков рекомендую свой курс и статьи на сайте dragon-fox.ru, а также обещаю дописать книгу :)

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Любые. Сейчас рынок находится в первобытном хаосе. Больше общаясь и развивая друг друга, мы быстрее перейдем на новый уровень взаимоотношений.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Вопрос поставлен некорректно. Скажите мне, для чего вам игра и я скажу вам, в какие игры вам поиграть, чтобы добиться результата. Отвечая на этот вопрос, можно дописать-таки книгу. Если вы хотите стать разработчиком игр для бизнеса – играйте в разные игры для бизнеса и старайтесь понять, какие цели были поставлены разработчиком,  и смогла ли игра этих целей добиться от вас, как от игрока.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Там, где нет людей. Нет игроков – нет игры.

Там, где в игры заставляют играть. То, во что заставили играть – перестало быть для вас игрой.

Там, где нет правил и законов. В таких местах сама жизнь – крайне увлекательная игра на выбывание и другие игры там не работают.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Отрасль игровых решений для бизнеса будет стремительно развиваться. Также как и игрофикация бизнес-процессов. Рынок развлекательных настольных  игр вряд ли сильно увеличится – люди уходят в онлайн. Настольные игры для бизнеса тоже вряд ли станут трендом. А вот оцифровка хороших оффлайн бизнес-игровых проектов – это золотое дно и Клондайк.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Эпичных – не было. Была пара смешных моментов, когда я, недостаточно хорошо собрав информацию о Заказчике, сделал игру не про него, а (случайно) про ту фирму, в которую Заказчик хотел бы превратиться. И получилось, что недоработав, я сделал больше, чем Заказчик мог мечтать. Пару раз было, что выехав на проект, забывал какие-то игровые объекты, но каждый раз все обходилось.

Где учиться разработке игр?

Каждую весну и осень я провожу свой трехмесячный онлайн-курс. При всем уважении к оффлайн-активностям коллег, я не очень верю в возможность обучения разработке игр за 2, 4 или даже 10 дней. Кроме того, возникает вопрос, как учиться коллегам не из Москвы или Санкт-Петербурга.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Да. Это профессия будущего. А нужно очень много – нужно жить игрой и думать об игре. И нужно много играть в разные игры.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Корпоративные праздники, event-агентства наши естественные симбионты. Эффект праздника, сдобренного бизнес-игрой, возрастет многократно, да и нам есть чему у них поучиться в плане оформления и подготовки материальной части. Все-таки многие люди очень внимательно относятся к внешнему виду и качеству игровых объектов.

Ведение тренингов или праздников – важно.

Писать тексты – важно.

Считать быстро и точно – важно.

Так вышло, что у очень многих разработчиков математическое образование. Я – не исключение.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

О том, чтобы сделать ее самому.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

В начале – «А у нас точно так получится?»

В конце – «Роман, как вы это делаете?»

А если серьезно – как я добиваюсь того, чтобы игра актуализировала для развития или оценки именно те компетенции, которые нужны Заказчику.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Заказчик должен сформулировать свою цель, как и в любом проекте. И понять, как конкретно Исполнитель будет ее добиваться и какие есть точки контроля. Обязательно потребуйте показ пилотной версии. В общем, ничего особенного. Обычный проектный менеджмент.

Исполнитель должен уметь помочь Заказчику сформулировать цель и знать, как разработать целевую игру под нее. Звучит просто.

Что важно учесть, когда сдаешь игру? 

Что сдавать игру нельзя! Русские не сдают(ся).

Передавая игру Заказчику, обязательно обговорите, что первый прогон делаете вы, разработчик. Обязательно напишите методическое пособие по проведению данной игры – это отдельный документ и без него игра не передается. После прогона передайте документ внутренним тренерам и обсудите его с ними. Иначе вы рискуете, придя к Закачику через полгода, увидеть вместо своей игры «не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку».

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

В основном, либо развитие навыков, либо оценка компетенций. 90 процентов заказов приходится на эти две задачи.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Наверное, хочу вспомнить о проекте «Интернет-маркетинг для бизнес-динозавров». Там 120 руководителей бизнеса два полных дня играли в огромное интернет-маркетинговое агентство с целью понять на практике, что же это такое – маркетинг с помощью интернета во всех его видах и обличьях. Эмоциям в конце второго дня не было конца – от «приду на работу и всех поувольняю» до «завтра же сайт фирмы закрывается на ре-дизайн».

О создании какой игры Вы мечтаете?

Мечтает ли космонавт полететь в космос? Нет, он строит планы и смотрит на графики полетов. Я – разработчик игр; если я задумаю игру – я ее сделаю.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Сколько человек одновременно и сколько времени я смогу «держать» целевой, а не компьютерной игрой?

 

Специально для портала GameConstructor.Ru