Интервью с Людмилой Смеркович

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Я закончила химический факультет Казанского университета, и никогда не жалела о том, что выбрала себе такое образование, хотя всего пару лет работала по специальности. Многое из того, чему меня учили, в создании игр мне очень пригодилось. Я довольно долго, лет 10, преподавала — и в школе, и в дополнительном образовании, чуть-чуть в ВУЗах, лет пять была директором клуба для трудных подростков. Потом так вышло, что собралась команда издавать альманах по игротехнике «Magister Ludi», и я как-то неожиданно для себя самой оказалась его главным редактором. Мне пришлось осваивать эту работу несколько лет, и она меня сильно увлекла. Я много с тех пор работала с редактурой – издавала самые разные книги, от художественных произведений до методических пособий, вела раздел по истории инженерии в научно-популярном журнале, собирала сборники конференций и тематических статей. В прошлом году под моей редакцией вышел «Справочник игропрактика». А еще я автор-исполнитель песен и регулярно выступаю с концертами.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Игры я делаю самые разные –деловые, настольные, ситуационно-деятельностные, ролевые, командно-штабные; и в самых разных сферах – и в образовании, и в бизнесе, и для различных сообществ и общественных начинаний. Хотя это не правильно говорить, что я их лично создаю – по моему опыту игры делаются только коллективно, сделать хорошую игру одному человеку без команды очень сложно. Иногда встречаются уникальные специалисты, создающие игры в одиночку. Но я командный игрок, и мне всегда кажется, что учесть все нюансы одной головой невозможно, особенно в сложной работе.

В команде у меня самая частая специализация – это организационная позиция, я отвечаю за то, чтобы были выдержаны все сроки и все требования проекта, чтобы форсмажоры не повлияли на результат, чтобы планы вовремя корректировались, а все работы были обеспечены исполнителями в любой момент. Еще я пишу большинство текстов к играм, которые мы делаем с коллегами, или правлю написанное кем-то другим. А в плане собственно разработки для меня самая интересная часть – это сюжет и мир.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Моя первая самостоятельная игра была в 1995 году. Хотя то, что мы тогда делали, сложно назвать разработкой в полном смысле этого слова. Это было, скорее, художественное творчество. Пожалуй, года с 1997, когда собралась команда, увлеченная идеей применения игр в образовании, мы стали более четко формулировать задачи, которые необходимо решить проведением игры, удерживать связь игры с моделируемой деятельностью, учитывать требования заказчика, даже если им был кто-то из нас самих. Вот это уже была хотя и любительская, но все-таки разработка.

Как все начиналось? Почему игры?

Я с играми впервые столкнулась в 1990-м году, когда мои товарищи по Клубу любителей фантастики «Странники» приехали с первой всесоюзной ролевой игры «Хоббитские игрища». Ребята были сильно вдохновлены, фонтанировали впечатлениями и сходу заявили, что мы теперь тоже будем делать игры. Ну мы и начали этим заниматься, хотя совершенно ничего тогда не умели. Вопросом «почему?» мы не задавались, нам было просто интересно.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Изменилось практически всё. ? Всё-таки детские игры и взрослые – это совершенно разные вещи. Пожалуй, единственное, что относительно похоже на то, чем я иногда до сих пор занимаюсь, это игра, в которую мы играли с подругой, когда нам было по 8 лет. Мы посмотрели советский фильм «Три мушкетера», потом до дыр зачитали томик Дюма, и стали играть, что я – Атос, а она д’Артаньян. Мы довольно серьезно, до ссадин и синяков, дрались с мальчишками, которые даже не подозревали, что они – гвардейцы кардинала, делали шпаги из палок и пластиковых крышек от варенья и уговаривали наших пап, чтобы они тайком от мам покупали нам игрушечные пистолетики. Но самое главное в этой игре было то, что мы вдвоем придумывали истории, новые приключения мушкетеров, которых не было в книге. Создание ролевой игры в чем-то сродни таким детским фантазиям.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Старт процесса разработки, когда перед нами чистый лист, и мы набрасываем идеи, пытаясь нащупать замысел. Потом начинается много рутины, все устают, а вот начало проекта всегда увлекательно.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Это два разных вопроса. Главное в игре – это тот смысл, который смогли вынести из нее игроки. Но бывают вполне успешные в коммерческом плане игры, которые не порождают никакого смысла, они просто попали в веяние моды или проезжают на примитивных рефлексах.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Боюсь, что никак. Чтобы оценить красоту игры, нужен довольно большой игровой опыт. Начинающему игроку полезно поиграть в простые игры, которые опытный игрок сочтет слишком скучными. А вот отлично сделанная игра начинающему вполне может показаться «плохой» — всего много, ничего не понятно, кошмар.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Очень много и очень часто – начиная с разработки, когда игра прогоняется десятки раз, чтобы найти оптимальную механику и выстроить баланс, и заканчивая демонстрацией перед заказчиком или проведением игры. Ведущий игры всегда играет, хотя не в ту же самую игру, что и игроки.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Я их сделала больше сотни, даже не знаю, которой их них гордиться. ?

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Если я преподаю, то использую игру в качестве образовательного инструмента. Если занимаюсь консалтингом, то игра – это решение проблемы или задачи заказчика. А если я делаю игру просто так, потому что мне захотелось, то она и есть моя практика.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Здесь тоже сложно выбрать самый-пересамый случай. Я всегда радуюсь, когда игрок, пройдя игру, не только осознает что-то для себя новое, но и делает из этого важные выводы за пределами игры. Давайте расскажу может быть не самый успешный, но самый древний и весьма примечательный случай. В самом начале нашего опыта применения игр в образовании, году в 96-м, мы делали с коллегами игру по праву для старшеклассников, которые всерьез собирались поступать на юрфак. И одна девочка попала в совершенно реальную ситуацию судьи – на нее постоянно сыпались новые ситуации, то скандал в прессе, то власти пытаются надавить, дело запутанное, а решать надо по закону и т.д. И она с чувством сказала на разборе, что передумала быть юристом, потому что, оказывается, это совершенно жуткая профессия. А потом я через год узнала, что она проучилась на экономическом два семестра и пошла все-таки поступать на юридический. Мне кажется, на решения этой девочки очень сильно повлияла игра, и я уверена, что ее выбор был осмысленным – она уже знала, куда шла, и сознательно решила поменять специальность на ту самую, которая ее сильно напугала.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

То, что для них не требуется ведущий. Все ситуации упакованы в коробку и любой, кто сядет за стол, имеет шанс без посторонней помощи в них попасть.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Пожалуй, это случай, когда заказчик нам сообщил, что хотел бы получить командно-штабную игру для сотрудников проектного института по теме «рефлексивное управление».

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Смотря какой игры. Она может быть довольно простой, а может быть синтезом десятка разных замыслов. Иногда игру можно успеть сделать от начала до конца за неделю, иногда разработка длится около полугода в хорошем темпе.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

И снова, смотря какая игра. Мне приходилось выходить в поле с игрой, прошедшей один неполный тест среди разработчиков, и проводить десятки обкаток других игр.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Боюсь, мне придется повториться. ? Все зависит о сложности стоящих перед игрой задач и устройства самой игры. Бывает, что с первого раза удается попасть в яблочко и игра фактически не меняется при доработке, развивается только ее интерфейс. А бывает и так, что приходится 3-4 раза сменить практически всю механику, прежде чем решение будет найдено.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Я бы не сказала, что игра для детей легкая. Довольно трудно представить себе, что для ребенка будет интересно, а чего он не поймет. У корпоративного заказчика порой запросы бывают проще, чем у директора детского лагеря. Вообще говоря, разницы в разработке особой нет – все равно есть задача, которую необходимо решить, и ряд внешних условий, которые необходимо учесть.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Стандартной цены, конечно, нет. Я плохо представляю себе рынок с исключительно стандартными ценами. Цена разработки игр, которые мы делаем на заказ, начинается со 100 тыс. руб. Но это самая простенькая в работе игра, обычно даже не разработка с нуля, а редизайн под задачу уже готовой механики.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Я бы советовала обратить внимание на то, как разработчик переводит пожелания заказчика в набор требований на игру – насколько подробно и четко он это делает, готов ли выслушивать уточнения и разъяснения, вникает ли он в суть вашей деятельности. Если по итогам разговора он сумеет составить техзадание, которое отвечает вашим ожиданиям, то с таким разработчиком можно иметь дело.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Да, безусловно, есть более и менее предпочтительные заказчики, есть те, с кем мы точно не сработаемся. Были случаи, когда заказчик хотел продолжать сотрудничество, но наша команда не стремилась к этому. Бывает, что я не вхожу в проект, хотя коллеги активно зовут. Лично мне неинтересны заказы, связанные с развлечением и ничем кроме него. Даже когда заказчик говорит, что ему важно развитие или еще какие-то хорошие слова, всегда видно, если ему нужно просто чем-то забавным занять людей.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Боюсь, пока такой литературы очень мало. Возможно, будет полезно почитать книгу «Игра» Стюарта Брауна и Кристофера Вогана, в ней очень обстоятельно и при этом нескучно излагаются преимущества игрового подхода, причем как с точки зрения ученого, изучавшего игровое поведение животных и маленьких детей, так и бизнес-консультанта.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Затрудняюсь с ответом. Сильно зависит от целей заказчика или разработчика – есть и конференции по играм, и выставки, и конвенты, где встречаются профессионалы и обсуждают подробности своего ремесла. И таких мероприятий чем дальше, тем больше. По аннотации события обычно можно понять, с какими интересами туда стоит идти.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Например, в классическом обучении, когда речь идет о передаче знаний или умений. Игра может заинтересовать участника предметом, может поставить его в ситуацию из деятельности или показать, что он чего-то не умеет или не знает, и что это незнание может ему сильно помешать. Но помочь выучить формулы или освоить решение уравнений игра не поможет. Это уже работа, а не игра.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Игры будут использоваться все более активно в самых разных областях, но в первую очередь в образовании, в том числе образовании для взрослых – корпоративном, непрерывном, бизнес-образовании и т.д.

Настольные игры, я думаю, и дальше будут неплохо себя чувствовать в развлекательном сегменте, поскольку это недорогой и веселый способ группового отдыха, да еще и без всяких гаджетов. Полагаю, что подобные активности будут в ближайшем будущем цениться все больше, потому что смартфон есть почти у всех, а интересная настолка – это всё ещё некоторая экзотика. Ну и судя по тому, что в корпоративной среде уже сейчас считается хорошим тоном иметь в компании свою собственную настольную игру, а лучше не одну – я полагаю, что там настольные игры тоже займут свое место.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

У меня были провальные игры, но практически все они происходили внутри игрового сообщества, в зоне, где можно себе позволить эксперимент. А заказные игры у нашей команды все в большей или меньшей степени успешные, поскольку мы прицельно на это работаем. Когда-то очень давно у нас был случай, когда игрой были недовольны и мы, и заказчик, но когда мы с ним разобрались, в чем дело, выяснилось, что беда была в отсутствии четко зафиксированного техзадания. С тех пор мы очень серьезно относимся к этому документу и стараемся прорабатывать его вместе с заказчиком очень вдумчиво.

Где учиться разработке игр?

В нашей стране пока нет кафедр и специализаций, связанных с разработкой игр ни в одном ВУЗе. За рубежом в некоторых университетах уже есть специальность «геймдизайн», думаю, что у нас тоже через некоторое время появится нечто подобное. А пока можно учиться или ремесленным способом – как-то попадать в работающую команду, помогать на подхвате, потом постепенно осваивать более сложные вещи. Или идти на курсы, которых появляется все больше. В Москве в Школе игропрактики можно получить хорошую начальную подготовку, есть интересный авторский он-лайн курс у Романа Крылова по разработке игр для бизнеса, Андрей Комиссаров проводит школы для педагогов по использованию и разработке игр. Это люди, которых я знаю лично и уверена, что они действительно могут научить.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Карьеру разработчика в России можно сделать, наверное, пока только в области компьютерных игр, там уже солидная индустрия. Другие типы игр – это очень молодая профессия, и в ней еще не сложились толком ни профсообщества, ни собственная академическая среда, ни рынок труда. Это все еще в процессе становления, так что карьеру сделать на мой взгляд просто негде.

А что делать, чтобы стать крутым – думаю, что как в любой другой сфере деятельности: много работать, жадно учиться у любого, кто делает что-то лучше тебя, читать все, что касается твоей специальности и внимательно следить за смежными областями.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Интересный вопрос. По моим наблюдениям человек без высшего образования и какой-либо практики работы с людьми – преподавания, руководящей работы, общественной деятельности – в играх менее оспособлен, чем те, у кого есть такой бэкграунд. Вообще мне кажется, что игропрактика может быть только второй специальностью после того, как человек уже является специалистом в какой-то другой области. И таких областей очень много вариантов – это может быть педагогика, театр, психология, история, менеджмент, военное дело – наверняка есть еще, это просто первые опции, которые приходят в голову.

Из необходимых навыков я бы назвала свободное владение родным языком (и устным и письменным), желателен опыт публичных выступлений и общения с аудиторией, еще очень нужны компетенции организационной работы, полученные в любой другой области. Крайне полезна компьютерная грамотность, хотя бы на уровне продвинутого пользователя Word, Excel, Power Point, базовые дизайнерские навыки по работе с картинками, желательно еще со звуком и видео.

И еще – это, конечно, не навык и не знание, но тоже очень важно – интерес к другим людям, стремление их лучше узнать, готовность сталкиваться с другими мнениями и убеждениями, нежели у тебя самого. Если большинство людей для вас одинаковы или скучны, лучше играми не заниматься.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Не знаю, я не уверена, что заказчик мечтает, особенно, когда заказывает что-либо.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

В разработке их как правило ничего не интересует, и это совершенно правильно – заказчику должно быть более всего важно, чтобы ему решили его задачу или проблему, это его позиция. О чем спрашивают… Вспоминаю переговоры, в которых я принимала участие, и ловлю себя на том, что как правило я их спрашиваю, а не они меня. Ну интересуются иногда, какой у нас опыт, приходилось ли делать игры в данной области, есть ли готовая игра на эту тему, которую можно прямо вот сразу взять и провести.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Заказчику в идеале нужно понять, чего он хочет добиться игровым проектом. Это редко случается, заказчик обычно не может сразу сформулировать свое пожелание, и это совершенно нормально. Но мечта любого разработчика – это заказчик, который четко знает, чего он хочет, и может это сказать словами.

Разработчику нужно иметь хотя бы общее представление о том, как устроена деятельность заказчика и какие там могут возникать ситуации. И это представление нужно постоянно уточнять и доводить до того состояния, чтобы вы могли свободно обсуждать с заказчиком его сложности. Он, разумеется, будет знать лучше и больше вашего, но вы по крайней мере должны его быстро и адекватно понимать.

Что важно учесть, когда сдаешь игру? 

Даже не знаю, что ответить, хотя сдавала игры не раз и не два. Пожалуй, надо постоянно и подробно, во всех деталях, представлять себе, как твоя игра выполняет поставленную задачу. Ну и учитывать личные особенности заказчика.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Например, показать коллективу некую ситуацию, в которой они скоро окажутся или уже находятся, но ее серьезно не воспринимают. Или оценить компетенции коллектива и по возможности их немного подкачать. Или дать людям попробовать себя в новой для них деятельности и отобрать самых способных к ней. Недавно был любопытный заказ – нужно было поставить в очень разношерстном и почти незнакомом друг с другом коллективе вопрос о том, являются ли они сообществом, чтобы они задумались о том, что их связывает и как им это может пригодиться. Вообще очень разные задачи бывают, это я еще пытаюсь обобщать несколько схожих случаев в одну формулировку.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Когда-то давным-давно, лет 20 назад, мы делали игру для трудных подростков, и главной фишкой этой игры было то, что никто из них не знал, что это игра. Мы с ними снимали кино, причем ни они, ни мы не умели этого делать. И когда на третий, по-моему, день мы все-таки их раскачали на то, что они сами организовали съемки, и сняли примерно с десятого дубля самую сложную массовую сцену, был общий вопль примерно из 30 глоток на всю площадку: «Снято!» Я до сих пор иногда его вспоминаю.

О создании какой игры Вы мечтаете?

Мне бы хотелось сделать игру по мотивам Древней Индии. Это совершенно безумно красивый мир.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Как, еще один вопрос?! ?

 

Специально для портала GameConstructor.Ru