Интервью с Борисом Фетисовым

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Из не связанного с играми, я долгое время занимался дизайном – от верстки и логотипов до интерьеров и архитектурной подсветки.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Ситуационно-деятельсностные, экономические симуляторы. Реже – стратегические. Еще реже – сюжетно-ролевые.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Первую игру я «сделал» в 1994 году. Это была ролевушка по придуманному миру. Длилась она два дня. Участвовало в ней порядка 80 человек.

Первая игра, которую я в составе команды сделала «за деньги» — игра для детей в детском лагере под Казанью в 1995 году.

Первые коммерческие игры, в разработке который я принял участие, делались в Казани в начале 2000-х.

Как все начиналось? Почему игры?

«Начал играть в орлянку, связался с пиратами и покатился…» (с) ?

Учился в хорошем месте в удачное время с чудесными людьми. Ездил на ролевые игрушки в одной из лучших команд в России.

Игра была возможностью что-то создать, совершить свое собственное, и при этом не утонуть в грязи и крови веселых 90-х.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

В совсем детстве я много играл в солдатиков. В целом, периодически играю в них до сих пор, только сложность изменилась, выросла ?

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Возможность вывести участников к границе их актуальных возможностей и показать, что шаг за эту границу возможен.

Есть ли у Вас любимые темы?

У меня, скорее, есть нелюбимые. Я стараюсь держаться в стороне от чисто психологических игр, игр про переживания, про незамутненные ничем человеческие отношения. Для меня в игре важно то, что больше человека.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Залог успеха конкретной игры – в честности всех, кто играет. В том числе и тех, кто игру делает. Игра не терпит лжи и вранья. Не лгите игрокам, не врите себе, и все у вас получится.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Это очень тонкий вопрос. Если игра уже прошла, состоялась, нужно просто прислушаться к самому себе, подумать. Если игра поставила перед вами хотя-бы один вопрос, ответ на который вы начали искать немедленно – это хорошая игра.

А вот решить за игру, которой еще не было, хорошая она или плохая, неопытному игроку даже пробовать не стоит. Поскольку решение будет не о качестве игры, а о личном отношении к игре, где может не нравится тема или быть неприятным ведущий, или просто настроение у игрока оказалось плохое… Не про игру это все будет.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

В настолки, к созданию которых приложил руку, конечно, играю. Интересно же ?

В игры, которые разрабатываем, играем с целью проверки механик, баланса и вообще тестирования.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Игрой в детском клубе «Факел», где в течение нескольких месяцев два десятка человек отчаянно рубились в стратегическую игру в придуманном нами мире. Нам удалось втянуть в игру и закрутить настоящую эпическую историю. Это было очень красиво.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Провожу их.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Профориентационный молодежный лагерь ОАО «РЖД». Игра в управление грузовыми потоками в сети. Удалось показать детям железнодорожников, чем на самом деле занимаются их родители. Через полгода тесты показали четкую сориентированность участников программы на заданный створ профессий.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Отделение игры от разработчика/ведущего.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Он же самый удачный кейс. Игра для лагеря РЖД. Первоначальный запрос звучал так:

«Нужна однодневная настольная экономическая стратегическая игра про железные дороги для детей от 7 до 18 лет, которую можно сыграть на 1800 человек, а потом увезти в коробке домой, чтобы дети могли играть в нее с родителями»

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Нет такого значения. Были случаи разработки игры за несколько дней, а были случаи, когда игры разрабатывались полгода.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Минимум два теста внутри команды и минимум один тест с экспертизой заказчика.
Но, как мы понимаем, получается это далеко не каждый раз…

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Очень по-разному. Нет среднего числа. Иногда, попадаешь с первого раза, а иногда приходится переделывать концепт и, как следствие – всю игру, по нескольку раз.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Есть. Для детей игру делать сложнее. Корпоративный заказчик чаще всего может сказать вам, что он хочет – сильно облегчает задачу.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Стандартной цены нет. Всегда приходится договариваться.

В нашей практике были случаи, когда разработка стоила ноль, а были случаи, когда – полмиллиона рублей.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Я не инвестор, я игродел ?

Игра – штука довольно дорогая. Применение игры – процесс сложный.

Вопрос про инвестицию требует конкретности, «за вообще» тут оценить не получится.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Два разговора. Первый – высказать свои пожелания исполнителю, послушать, какие вопросы задаст исполнитель, ответить на них. Второй, через некоторое время. Послушать, как исполнитель вас понял, какие ситуации он готов развернуть в игре, как будет строиться обсуждение этих ситуаций с игроками.

И постараться не выбирать игру по знакомым названиям, метафоре, антуражу. Это классические «грабли», на которые наступают.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Игра – не философский камень. Она не превращает любую жидкость в вино, а любую твердь – в золото. Есть задачи, которые не решаются игрой. Если мы видим такую задачу – мы отказываемся от заказа.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Справочник Игропрактика.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Мастер-Зилант. Обычно происходит в Москве в Точке Кипения АСИ в районе мартовских праздников. Конференция WPС.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Из настольных игр рекомендую «Ghost Story». Игра про командную работу в условиях драматично меняющегося мира, когда все вокруг рушится, а вам надо этому разрушению противостоять. Мне кажется, для бизнеса – очень полезная игра.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Есть задачи, которые играми не решаются. Их немало. В частности, в игре нельзя научить знаниям – но можно сделать так, что игра станет стимулом к освоению знаний. Вопрос в том, как вы задачу поставите.

Есть риск подменить игрой серьезную работу, сложный разговор. В этом случае игра может навредить, не продвинуть вас в решении поставленной задачи.

Есть ли сферы, куда с играми вообще лучше не лезть? Наверное, не стоит лезть с игровыми формами в непосредственную работу хирурга… Не надо накладывать игровые формы «поверх» другой сложной деятельности. Есть такое модное слово «геймификация». Это когда на занятый в деятельности коллектив накладывают обязательство еще и «как бы играть» в то, чем они и так заняты. Вот этот ход мне кажется, почему-то, враньем…

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

В ближайшие годы игра будет ключевым инструментом по работе с коллективами и деятельностями.

Игра, в частности – настольная, будет альтернативой виртуальным развлечениям, которая будет предлагать непосредственное взаимодействие живых людей, в отличии от опосредованного взаимодействия через цифровые копии в виртуальных пространствах.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Был игровой проект, который, как мы думали, был про образование и ВУЗ, а оказалось, что он был про командообразование и движняк. Очень потом странное ощущение было – микроскопа, которым забили сотню гвоздей…

Внимательно относитесь к заказу и заказчику, чтобы потом не было также «чудесно».

Где учиться разработке игр?

Играть. Разрабатывать. Не бояться показывать свои разработки. Внимательно слушать.

Есть курсы разработчиков.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Думаю, что карьеру сделать можно. Как – не понимаю.

Играть. Разрабатывать. Не бояться показывать свои разработки. Внимательно слушать.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Про сферы объединения – не понимаю пока. Напрашивается всякая виртуальность, но это убивает непосредственную событийность… Не понимаю.

Образование. Нужны математика и история. Первая – для умения работать с абстракциями, вторая – для понимания процессов.

Философия – для умения работать с представлениями человека и разными сущностями типа «онтологий».

Инженерная подготовка – конструкция игры, она ведь инженерная ?

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Это вопрос первого разговора с заказчиком.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Вопросы, которые задает заказчик, очень хорошо показывают, зачем ему нужна игра и нужна ли вообще. Разумный заказчик захочет посмотреть прототип. Если же вопросы носят организационный характер – заказчику нужно событие, а не обязательно игра.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Исполнителю нужно четко знать свои силы и средства, рассчитать состав работ и сроки, чтобы успеть вовремя. А заказчику нужно понять, действительно ли ему нужна игра.

Что важно учесть, когда сдаешь игру? 

С одной стороны – собственные интересы. А с другой – интересы заказчика.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

С очень разными.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Самый яркий результат – участники, получившие понимание устройства реальных процессов и действительных проблем своей деятельности.

 

Специально для портала GameConstructor.Ru