Интервью с Виктором Лазаревым

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Разработкой и производством игр я занимаюсь уже довольно давно, до того как прийти в эту сферу работал на управляющих должностях в нескольких компаниях, занимался управлением персоналом. В части бизнеса еще занимаюсь типографскими услугами, производством любой печатной продукции. Для души — селекционным разведением аквариумных рыб, рыбалку люблю.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете? Как давно Вы разрабатываете игры?

Сейчас наша команда занимается созданием всех видов игр, от деловых до развлекательных. Делаем мы это с 1998 года.

Как все начиналось? Почему игры?

В детстве я любил играть, как и все. Вот только все игры, которые мне попадались, казались мне немного неправильными. Так что я неосознанно, а потом и сознательно старался их переделать, подогнать под себя, а в итоге часто получалось что-то совсем новое. Так что я находил игру, потом искал способы играть в нее интереснее. Так все и началось.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Да в общем-то игры не изменились, в основе остались теми же, что и сейчас, изменилась только техническая их реализация.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Мне нравится воплощать в реальность свое видение того, что по моему мнению интересно и здорово. А еще я чувствую, что у меня это получается и мне нравится результат.

Есть ли у Вас любимые темы?

По большому счету нет, все темы по-своему хороши. Хотя, если подумать — тема Второй Мировой войны меня привлекает больше остального. Все-таки это было серьезное событие для всего мира, целая эпоха, а по-настоящему хороших игр на эту тему нет. Я говорю не о развлекательном аспекте, а скорее образовательном: демонстрации периода, технических вопросов — тогда ведь выбор технологий был куда скуднее, чем сегодня, вся эта война помимо всех ужасов и трагедии, это еще и мощное технологическое развитие.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Прежде всего для игры важен концепт — хорошо подобранная и реализованная тема.  Еще вовлечение игроков, реиграбельность. К примеру наша “Зверократия” описывает в общем-то серьезную тему войны, но подана через несерьезные рисунки со зверьками, и таким образом позволяет ее использовать всем от мала до велика.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

С развлекательными играми скорее никак, человеку нужно просто начать играть, а со временем он станет опытным и начнет разбираться. С бизнес играми иначе — если вы на тренинге, то вы имеете немного шансов понять глубину замысла, такие игры специально делаются так, чтобы игроки зачастую не полностью понимали подоплеку. Все это в руках у модератора. Здесь понять, хороша или плоха была игра, сможет только заказчик, когда получит результаты.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Играю, чаще всего чтобы продемонстрировать свои продукты. Бывает и просто для развлечения. Я бы сказал, что примерно в том же объеме, что и в чужие игры. Тут разница в подходе — свои игры я и так знаю от и до, я же их сделал, а вот чужие это всегда шанс раскусить мышление создателя, почерпнуть что-то новое для себя, ходы, приемы — профессиональный подход, ничего не поделаешь.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Развлекательная игра “Зверократия”. Это наш самый пока успешный на данный момент продукт, в нее приятно играть, по ней проходят регулярные турниры, ее видели и в Европе — мы с этой игрой ездили на Spiel — ежегодную выставку в Германии, в городе Эссен.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

В первую очередь игры это наш продукт, так что мы их делаем и продаем. Кроме того — в тренингах, мероприятиях, обучении. Мы не только делаем обучающие игры, мы их еще и проводим для разных заказчиков.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Считаю, что у нас нет неудачных. Самым запоминающимся могу назвать первую версию игры “Агент развития” — нашей диагностиционной игры. Этот продукт создавался как экзаменационный инструмент на одной из форсайт-школ. Впоследствии она еще не раз всплывала в агентстве стратегических инициатив. А потом мы сделали вторую версию — “Агент развития: кризис”, она нашла своих почитателей как в бизнес-сообществе, так и у простых игроков.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

В живом общении участников. Мир современных технологий сейчас все дальше уводит нас в виртуальность, а физические карты и пластиковые фигурки, да еще и за одним столом,  — это сближает и позволяет установить связь между игроками. Подчеркну, сказанное относится как к образовательным, так и развлекательным играм.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Да у нас все заказы уникальны. Настольные игры это такая область, где экстравагантность в порядке вещей и чуть ли не рутина. В один день мы делаем игру для типирования соискателей на рабочее место во время собеседования, а через неделю составляем обучающий интерактивный модуль для технического вуза. Самым интересным и не укладывающимся ни в какие рамки был наш внутренний проект по разработке настольной игры в подарок на день рождения нашему коллеге Денису Коричину — там продукт моделировал работу сообщества, в котором мы с ним и еще многими товарищами состоим и работаем вместе.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры? Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Сложный и для меня немного странный вопрос. Рамки могут разниться от недели до года, тут множество нюансов, про которые книги писать можно. В мире есть игровые проекты, разработка которых не заканчивается и после выхода, и длится многие годы. Конкретное количество тестов также сложно указать. Они продолжаются до тех пор, пока тест-группы не перестают натыкаться на нестыковки и задавать новые вопросы, а основное ядро команды разработки не перестанет добавлять в модель новые модули.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

По сути разницы нет, у нас имеется схема разработки и производства игрового продукта, которую мы используем для организации рабочего процесса, в ней учитывается все, начиная с технического задания, заканчивая передачей в производство. И разница между бизнес-игрой и развлекательной обычно заключается в первую очередь во временных и ресурсных затратах.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Стандартной цены тут нет. Стоимость начинается от 50 тысяч рублей и может расти почти до бесконечности.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Это зависит от заказчика и того как он использует этот продукт.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Выбирайте нас. А если серьезно — как и в любой отрасли: смотрите на отзывы клиентов, изучайте продукты, которые потенциальные исполнители выводили на рынок, ознакомьтесь с рекомендациями.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Да, выбираем, случаи такие были. Как-то, к примеру, нам предлагали переделывать чужой продукт с минимальными изменениями. Такая работа нам не интересна и мы не считаем ее приемлемой.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Есть ежегодная конференция Work, Play and Create, еще точно стоит посетить “Мастер Зилант” — это про бизнес-игры. Также проходит много фестивалей по развлекательным играм — в Москве это “Игрокон”, “Штука”. Если есть возможность выбраться в Европу — ежегодная выставка в Эссене сейчас самое крупное мировое событие в тематике настольных игр.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Лично я возьмусь рекомендовать человеку игры только после того, как немного с ним познакомлюсь и чуть лучше пойму его интересы и жизненные цели.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Я глубоко убежден, что игры можно применять в любых сферах. Единственная область, где игры сложно (но не невозможно) применять — область самих игр.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

За играми будущее. Настолки должны занять уверенную стабильную нишу в области образования и развлечения — активные тенденции к этому наблюдаются последние двадцать лет.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Могу вспомнить организацию ролевой игры живого действия по событиям в Одессе 1942 года, на двести игроков. Из всего задуманного мы реализовали там на практике всего процентов 30, было это лет шесть назад, а до сих пор обидно. Правда, участники самой игры этого не заметили и получили удовольствие, многие благодарили и поздравляли, но команда не добилась своего. Считаю это серьезным провалом.

Где учиться разработке игр?

Сами мы в нашей команде все самоучки, но сейчас есть такие объединения, которые наконец-то начинают учить правильным вещам. Есть, к примеру такой Клуб игропрактиков и модераторов — туда можно смело обратиться.

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Да, считаю что карьеру можно сделать. Чтобы стать крутым разработчиком… это творческая работа, так что наверное можно только родиться правильным человеком.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

Основные переговоры касаются решения финансовых вопросов, также всегда оговариваются требования заказчика и сопоставляются с нашими возможностями.

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Тут все четко и просто: сроки работ, предназначение будущего продукта, область его применения, концепт продукта.

О создании какой игры Вы мечтаете?

У нас давно уже имеется готовый концепт проекта, который совмещал бы в себе как развлекательный и образовательный аспекты, так и активное общение игроков. Но, к сожалению, на его реализацию пока нет ни времени ни денег. Может, когда-нибудь потом.

 

Специально для портала GameConstructor.Ru