Интервью с Юрием Некрасовым

Некрасов Юрий Александрович – 39 лет.
Разработчик прикладных и художественных игр.
Писатель.

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

С детства пишу фантастику, во многом увлечение ею предопределило профессию – в возрасте 13 лет увлекся живыми ролевыми играми, а уже благодаря им вырос в разработчика прикладных игр.
По профессии – журналист.

Пытался, как и многие вокруг меня, попасть в большой геймдев, работал с несколькими студиями, делающими компьютерные игры, но…

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Разработчик настольных, живых и компьютерных игр – с прикладным эффектом (в каждом направлении у меня есть свои тайтлы, которыми я могу гордиться).

Больше всего люблю живые игры – здесь у меня сильнее всего компетенции, отдельно работаю со спринт-играми (у меня по ним учебный курс в рамках Школы Игропрактики) – это быстрые фасилитационные форматы, усиленные игровым элементами. Спринт-игры проводят на конференциях, вместо лекций, семинаров, докладов.

Люблю делать прикладные настолки, но это дорогой продукт, поэтому делаем их мы не так уж часто.

Как давно Вы разрабатываете игры?

Настольные ролевые игры – с 1992 (разумеется, все это была любительщина, но опыт в зачетку капал).

С 1996 года стал делать живые ролевые игры (сейчас мы называем их художественными ролевыми играми живого действия).

В 2001 мы решили перенести опыт разработки живых игр в область тренингов и прикладной пользы.

С 2006 мой основной заработок пошел только с игровых проектов, модерации, стратегических сессий.

Как все начиналось? Почему игры?

Всегда обожал активное погружение, живые ролевые игры даю это, как ничто иное. Нужные книги в детстве читал, искал деятельностных приключений, так и попал в игры.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Очень любил ритуально-бытовые игры: войнушку, сюжетные казаки-разбойники, путешествия по стройкам и подвалам, рассказывание историй. Потом настольные ролевые игры позволили играть во все это нарративно, за столом, без приключений тела (живые ролевые игры расширили это измерение до горизонта).

С тех пор я слишком много всего повидал и испробовал, с гарантией могу предсказать 95% любой сюжетной живой игры, стал получать удовольствие не от побед, а скорее от острых драматических переживаний.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Момент придумывания идеи для игры, некоего ловкого и оригинального сочетания механик + погружение в роль ведущего живой игры, когда управляешь ее течением, как режиссер.

Есть ли у Вас любимые темы?

Война, предел возможностей, этическая неопределенность, давление и сопротивление ему.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Актуализация проблемы и живой ответ на нее игрока. Когда человек не просто вовлечен, а после отпустить и забудет, а у него есть реальная трансформация смысла/опыта/реакций. Когда рефлексия вытаскивает из игры нечто, с чем человек потом будет успешно работать.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень? 

Довериться своим чувствам, а проверять результаты игры холодным разумом. Хорошая игра никого не оставляет равнодушным.

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

В свои – когда тестирую. В художественные – пару раз. Нереально сложный опыт. Прикладные игры всегда ставят примат пользы/ценности выше чистого удовольствия. Мы должны уметь измерять эту пользу для игрока.

Художественные сложнее. У меня, как разработчика, есть темы, которые мне интересны только в разрезе постановщика, свои ответы я знаю, мне интересно, как ответят другие.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

«Протокол «Пробуждение» — живая игра на 150 человек на форуме «Амур» 2017 года. Сделанная по мотивам кинотрилогии «Матрица», это была игра на осознание и осмысление глубокой лекции Петра Щедровицкого. Нам нужно было поговорить о сетях, сетевых принципах организации, разделении труда – в деятельности. Мы выбрали игру – идеальное метафорическое пространство, в котором можно жить, совершать поступки, получать обратную связь от мира.

Большой успех – игроки приняли язык игры и начали на нем не только разбирать устройство игры, заложенные в нее смыслы, но и перенесли его на дальнейшую проектную работу в рамках форума. Такой содержательной и толковой рефлексии после игры я не видел несколько лет.

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

На самом простом уровне – провожу интерактивные мероприятия: от совещания до выступления на конференции.

Отдельный большой блок использования игр – проектные школы и форумы. В пространстве игры очень удобно работать с проектами, их развитием, блоками и проблемами.

Корпоративные и прикладные настольные игры – инструмент общения с клиентами, погружения в проблематику новых сотрудников, работа с корпоративной культурой.

Игры на заказ – есть проблема, мы пытаемся найти способ поговорить о ней с помощью игры.

Диагностика и работа с персоналом – самое большое поле применения игропрактики, в какой-то момент, будучи увлеченными игрой, люди начинают вести себя естественно, о их позиции, взглядах, особенностях можно делать весьма адекватные реальности выводы.

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

В 2011 году мы проводили большую игру «Планета «Альфа» для Департамента инвестиций стратегии и коммуникаций ФК «УралСиб». У игры было несколько целей, но я выделю две наиболее приоритетных: соотнесение личных целей с целями компании и личные инициативы по запуску проектов в рамках работы департамента.

Игра представляла собой экспедицию на другую планету, все игроки были разбиты на 5 команд, в каждой – свои функциональные роли.

На планете их ждала: компьютерная симуляция изучения поверхности планеты, Аномальная зона, откуда физически можно было вытаскивать образцы местной флоры/фауны/инопланетные артефакты, хижина аборигена (он общался на своем языке, который нужно было понять и изучить).

Перед колонистами стоял набор разнородных целей:

  • изучить планету;
  • построить цепочки производств;
  • обезопасить себя от внешнего вмешательства;
  • изучить остатки местной цивилизации;
  • не допустить заражения станции;
  • коллективно выбрать тип правления колонией;
  • и многие другие.

Игра прошла супер интенсивно, людей лихорадило от эмоций, но нам принципиально важен был рабочий выхлоп.

Рефлексия игры шла целый день, мы подробно разбирали, как. Что, зачем было сделано, постепенно опрокидывая метафору игры в реальную практику сотрудников финансовой корпорации.

Итогом стали реальные инициативы – с ответственными лицами и дедлайнами – которые игроки придумали и назначили себе сами, советуясь и предлагая их руководителю.

Ссылка на игру

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Сфокусированность – предельная связанность с темой/задачей.

Коробка с игрой отрабатывает только заложенные в нее паттерны и сценарии, не умеет работать со сложными случаями/сбоями, зато дает высокую отторжимость от автора/ведущего, может быть, с помощью настольной игры не всегда можно подстроиться по ходу, вытащить с помощью автора/ведущего тонкие нюансы, зато это супер надежное решение.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Трансформационная игра «Костяной дом» по корпоративной культуре KiwiZen (компания Kiwi, 2014).

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Зависит от срочности заказа – соответственно от суммы – количества занятых специалистов. Гигиенически мы просим месяц минимум.

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

Десяток раз сыграть внутри разработчиков, десяток – с референтными игроками (похожими на ЦА), еще десяток – с представителями заказчика и их аудиторией. Но это в идеальном мире, обычно все ограничивается первым десятком, пока не находится точка естественного баланса (когда модель игры не дает заметного преимущества стороне/не имеет ярко заметной стратегии выигрыша).

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Критически зависит от сложности игры и взаимодействия с заказчиком. Единого ответа нет и не будет.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Огромная разница в подходе, но не столь существенная в инструментарии. Бизнес-игра будет требовать измеримой эффективности. Развивающая игра, особенно, легкая и развлекательная – скорее лишь повод для интереса ребенка, некая ступенька к изучению чего-то. Здесь мы измеряем настроение продолжать изучать тему дальше, может быть, слегка тестируем, что ребенок понял.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Рынок супер неоднороден, стоимость разработки у разных студий будет принципиально разной: от 30 тысяч рублей до миллионов рублей.

Наши цены сформированы опытом и кейсами:

  • от 500 тысяч рублей – настольная игра
  • от 250 тысяч рублей – живая игра

Мы часто придерживаемся принципа: «бесплатно или дорого». Бесплатно – друзьям и на хорошее дело, дорого – когда видим, почему это стоит денег, которые мы просим.

Первая консультация у меня всегда бесплатно.

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Сложнейший вопрос. Возврат от игр – не в деньгах. В лояльности игроков, в разрешении или прояснении конфликта, в более ясном представлении, кто есть кто в коллективе. Прямые возвраты инвестиций от игр будут в тех сферах, где игра уподобляется тренингу, повышает квалификации, учит, дает понимание, как снизить издержки.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Интернет в помощь. Изучайте кейсы. Поговорите с разработчиками, выясните их опыт. Проконсультируйтесь, как лучше сделать игру под ваш запрос.

Если вам на все случаи будут предлагать типовые готовые решения – задумайтесь.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Отказывал и неоднократно. Я не делаю игр, когда не понимаю, чего от меня хотят. Я не делаю игр, которые насаждают игроку чужое мнение или установки.

Я за то, чтобы игрока сам принимал решения и интерпретировал события и поступки. Если заказчик не готов к свободной воле игрока, не готов к тому, что тот будет понимать/высказываться/действовать своей волей и убеждениями, мы не поладим.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Я бы посоветовал заказчику лучше понять свой запрос/цели/проблему/метрики. Всегда можно почитать наш сайт. В том числе, там есть и советы заказчикам.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Игровых конференций – море. Мы делаем свою, поэтому звать всех буду на нее.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Как говорит мой коллега Анатолий Казаков: «Играйте в немецкие стратегические и экономические настольные игры», с удовольствием к нему присоединюсь: они супер качественные, разнообразные и помогут как разработчику изучить набор крайне полезных игровых механик, так и заказчику продемонстрируют, что такое отличный игровой продукт. Наши продукты можно найти здесь.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Игры вообще очень нежная и хрупкая материя. Они по определению добровольны. В игру нельзя принудить играть – результат будет, а толк – нет. Я против того, чтобы использовать игры без ума.

Мы постоянно спрашиваем наших заказчиков: «Почему игра? Чем она лучше других способов поработать с вашей задачей?»

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Фасилитация и модерация – как обязательная часть обучения педагогов, психологов, режиссеров – в Высшей школе.

Проникновение IT (идет полным ходом) – AR/VR в настолках и живых играх. Массовые игровые ивенты с кастомизацией под отдельного игрока (я хочу просто играть на смартфоне и не хочу погружаться в игру глубоко, ты же играешь на всех уровнях, включен в макро-историю, платишь дополнительные деньги за подписку на еженедельные квесты).

Коропоративные и гоусдарственные игропрактики. Выделение нескольких разных школ, обучающих игропрактике, со своими авторитетами и гуру. ВУЗовская сертификация игропрактиков – госстандарт в области профессионального образования.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

Было несколько, причины абсолютно понятные любому творческому человеку, который работал с заказчиком:

  • Отсутствие письменных договоренностей с заказчиком.
  • «Переобувание» заказчика в «полете» (хотел одного, захотел другого).
  • Отсутствие контакта с заказчиком.
  • Жадность разработчика (мало ресурсов/слишком сложная задача).
  • Небольшой срок на разработку.
  • Неподготовленные и незамотивированные на игру участники.
  • Плохая организация игрового пространства/материалов.
  • Недонесенные до игроков/слишком сложные/меняющиеся по ходу игры правила.
  • Обман (заказчик/разработчик что-то утаили друг от друга).

Советы простые:

  • Не ведитесь на деньги и не делайте того, от чего с души воротит.
  • Подписывайте все этапы разработки и проведения игры.
  • Проводите отдельными актами этапы разработки и проведения.
  • Тестируйте.
  • Не врите.
  • Не давайте вас прогнуть, если вы категорически против.
  • Помните, зачем вы работаете над этой игрой.

Где учиться разработке игр?

Школа игропрактики (постоянные наборы в Москве, выездные обучающие модули по всей стране).

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

  • Бесконечно любить игры.
  • Очень много играть в самые разные игры.
  • Разбирать эти игры и понимать, как они устроены, по частям и в сборке.
  • Выбрать любимый жанр, сделать в нем десяток игр.
  • Учиться у всех профи, до кого дотянешься.
  • Не бояться ошибок.
  • Падать и вставать.
  • Не класть всю жизнь только на разработку игр, иметь дополнительный заработок, последовательно и целеустремленно идя к цели.

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Специалисту по балансу (очень редкая компетенция) помогает знание теории игр и математики (раздел не скажу, я не специалист по балансу), психологическое образование, особенно, с уклоном в групповую динамику, коучинг, социо/психо драму, расстановки – безусловно, можно конвертировать в полезные навыки, чтобы делать игры.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Максимум продленного результата («горячий» эффект от игры – 2/3 дня, заказчик мечтает о длинном «холодном» эффект – месяц/полгода) за минимум затраченных средств.

Заказчик мечтает о «серебряной пуле»: одна пуля-игра – и нет проблем.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

  • Какой эффект гарантируете?
  • Почему именно вы?
  • Что делали? Чего добивались?
  • Каким форматом добьюсь максимально длинного эффекта?
  • Почему столько денег?

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Игра ставит требования, не только заказчик. Игра добровольна. Игра – полигон опыта, а не средство реализации вашей задачи, все может пойти не так, как запланировано, но результаты игры ценны, т.к. диагностичны. Игра – дорогой продукт.

Что важно учесть, когда сдаешь игру?  

Соблюдения сроков и письменных договоренностей.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

Огромный вопрос. С самыми разными задачами:

  • Мои директора не могут найти общий язык за час совещания, сделайте что-нибудь.
  • Я хочу открыть 5 новых филиалов, на кого из моих сотрудников мне положиться.
  • Мы привезли 200 человек кадрового резерва и хотим, чтобы они придумали систему внедрения рационализаторских предложений на производстве.
  • Нам нужен пинок под зад всему этому притихшему болоту.
  • Мы хотим диагностировать 1000 человек вот по такой матрице компетенций на входе и на выходе с огромного образовательного интенсива.

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Все мои игроки выжили и некоторые были счастливы.

О создании какой игры Вы мечтаете?

Игра, которая сделает меня миллионером в долларах, будет лечить рак и помогать бездомным выжить.

Если честно, я делаю все игры, которые хотел бы. Будет игра мечты – сделаю.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Зачем в этой анкете столько повторяющихся вопросов?

 

Специально для портала GameConstructor.Ru