Интервью со Светланой Ризаевой

Расскажите немного о себе, чем Вы занимаетесь, кроме игр? Или чем занимались до них?

Кроме игр я занимаюсь вокалом, воспитанием дочери и построением крепких семейных отношений. Люблю смотреть сны и фильмы ужасов. Шью.

Какова Ваша специализация? Какие игры Вы создаете?

Моя специализация – бизнес-квесты. (Это то, что я делаю чаще всего. Наверное можно сказать, что это и есть специализация.)

Как давно Вы разрабатываете игры?

Со школы. Мне всегда хотелось, чтобы мероприятия в школе имели смысл. И так простая дискотека превращалась в Международный день борьбы со СПИДом, а литературный вечер в стихотворный баттл. Потом появился университет и постоянное место работы, где я руководила НКО численностью 500 человек и писала игры очень узкой тематики: для финно-угорских народов в разрезе экологической этики или для заместителей деканов факультетов по Английской и французской школы Болонского процесса. Были и другие значимые, в том числе всероссийские и масштабные (1400 человек) проекты, которые мне довелось организовывать на стороне методологии. Потом был Банк. Там я окрепла как тренер, и вот уже не смогла вести обучение классическим образом. Все вытаскивала из практики, из игр. Организовывала геймификации на различные подразделения и игропрактику под бизнес-заказ. А потом наступил декрет и выход из него во фриланс. И теперь я по сути делаю то же самое, что делала для своего Банка, только для других компаний.

Как все начиналось? Почему игры?

Описала выше. Первая моя ролевая игра, которую я считаю серьезной, случилась в студенчестве. Она была разработана для подростков и была направлена на профилактику асоциального поведения. Я поняла, что это была серьезная игра, когда недавно наткнулась на другую игру и поняла, что в ней зашита та механика, которую я по студенчеству интуитивно встроила в свою игру. Люблю играть. Это безопасный способ познания мира и себя.

В какие игры Вы играли в детстве? Что с тех пор изменилось?

Я играла в разное среднестатистическое для моего времени: шалаши, переодевания, концерты, резиночки, бегемотики, королева (сумасшедшее прыганье с мячом около трансформаторной будки), потом волейбол, велогонки, клады.

Что изменилось? Игры стали разнообразнее и доступнее. Некоторые игры отталкивают. Например, сейчас продают клановых кукол-мертвецов, синенькие такие девочки. То ли вампирки, то ли просто мертвые. К каждой кукле прилагается история: кто она, в каких отношениях с другими куклами-родственниками. Мне бы не хотелось, чтобы моя доченька играла в трупиков.

Некоторые игры наоборот восхищают своей новизной, исполнением и смысловой нагрузкой. Например, сейчас мы играем в магнитный конструктор 3D. Собрать из него можно что-угодно. И это одновременно не так-то и просто. Тут тебе и физики и воображение и инженерное мышление и последовательность шагов и терпение и умение не сдаваться на пол пути. В целом, играть сейчас также интересно, как и раньше.

Что Вас больше всего увлекает в создании игр?

Меня увлекает новая реальность, которая сначала рождается мной, а потом продолжает рождать сама себя. Раскрывает себя. Мне нравится, что игра бросает вызов. Что в игровом действии я вижу бизнес-проекции и могу протягивать через игру бизнес-смыслы. Когда на этапе конструирования я начинаю видеть связь игры и бизнеса, выстраивать ее, то это для меня сокровенное.

Есть ли у Вас любимые темы?

Тем любимых нет. Я всеядна.

Что самое главное в игре? В чем залог ее успеха?

Самое главное в игре – это понарошечность. Как бы я не твердила о бизнес-проекциях и профилях оценки компетенций, в игре всегда должно быть место для вымысла, фантазии и «ненастоящести» происходящего. А это рождает и интригу, и конфликт игры и характер взаимоотношений, миссионность и другие важные компоненты.

Как неопытному игроку понять, хорошая игра или не очень?

Если опыт – это соотношение субъективного игрового опыта со знанием того, какие вообще игровые форматы есть, и как они реализуются, то я неопытный игрок. Я обычно сопоставляю цель игры, обозначенную на входе с тем результатом, который получаю на выходе. Задаю себе вопросы: а получила ли я ответы на все вопросы? А если это переиграть, что я изменила бы? Чего мне самой не хватило и что зависело от меня, а что от игромастера (то есть это вопрос игры или моих внутренних зажимов).

Вы сами играете в свои игры? Как часто? С какой целью?

Тестинг – наше все!!! Не скажу, что играю «от» и «до», но отдельные элементы тестирую на себе, потом на домашних, а затем в фокус-группе.

Какой своей игрой Вы больше всего гордитесь?

Скорее испытываю благодарность за интересный заказ. Это не про гордость, а про радость больше. Меня пригласили в проект делать игрофикацию для ФорайтФлота в Санкт-Петербурге на корабле.  Это была игра про Будущее города в 2035 году. В первой части игры участники разгадывали тайну города Z, выполняя небольшие задания (нам нужно было их переключить и снять напряжение). Разгадав «тайну процветающего города – его активные жители», участники десантировались в этот город и обменивали карту города Z на карту Петербурга. И затем созидали на ней новое, крушили ненужное и реорганизовывали то, что считали необходимым. Это все по игре. Например, один участник при помощи одного игрового действия сначала создал Эрмитаж, а затем следующим игровым действием преобразовал его в Цифровой Эрмитаж. Мне радостно оттого, что организаторы всей навигации по России отметили игрофикацию, как первую, за несколько лет сработавшую, с высоким уровнем вовлеченности игроков. Было приятно)))

Как Вы применяете игры в своей практике/профессии?

Я играющий тренер. Когда я не веду игры, а веду тренинги, то я тоже играю))) И люблю в бытовом плане повеселиться. Из последнего: сейчас играю по принципу соревнования в игру «Света: Уборка» Пока уборка побеждает со счетом 1:4. Счет про то, что надо было убрать 5 мест в жилище, а убрано всего 1 место. Счет ведется ежедневно. Каждую неделю подводим итоги. И я либо «лентяй» либо «ниндзя».

Поделитесь самым удачным своим кейсом применения игр?

Для примера. IT-Компания отсоединялась от другой компании юридически, меняла название, выходила в международный рынок. Захотели через игру об этом сообщить сотрудникам. Мы сделали бизнес-квест в тематике Startrek, где участники должны были найти свой путь на карте звездного неба. Участники общались и выполняли тематические испытания представителей планет, получали координаты фрагментов для карты. В финале игры на карте огромного звездного неба они «оквадратили» фрагменты и получили название их новой компании. Так сработала проекция покорения космоса с выходом на международный рынок и сильная привязанность участников к тому, что эта игра стала началом их новой истории.

В чем, на Ваш взгляд, самое большое достоинство настольных игр, как формата?

Возможность заложить бизнес-процесс целиком, чтобы каждый участник прочувствовал, как он работает.

Самый экстравагантный заказ на разработку?

Есть у меня игра по VUCA-world, которая проводится в кромешной темноте. Очень необычный формат. Мне нравится чувствовать свою ответственность за происходящее в темноте и за последействие. Обычно эту игру заказывают для того, чтобы участники осознали себя «здесь и сейчас», поняли как устроен мир сегодняшний, в котором необходимо не только выживать, но еще быть счастливым, живым. И вот эту пропасть они сращивают потом на рефлексии. Что же делать-то, если старые паттерны не работают. Люблю эту игру. Глубокая и с отложенным эффектом.

Сколько в среднем занимает разработка одной игры?

Зависит от степени сложности заказа и текущего уровня нагрузки. В основном, муза управляема, но бывает всякое. Лично мне нужно часов 10 для первого прототипа, потом еще столько же, а чаще больше для тестинга и часов 50 на организацию игры по закупке, подбору помещения, разработке стиля. Последнее никогда не делаю в одиночку. И все эти часы обычно разнесены по дням, поскольку один проект накладывается на другой, переговоры и другие задачи. В целом комфортно иметь 30 дней с момента согласования тематики игры до ее реализации. Бывало и меньше времени. Получалось тоже хорошо, но на надрыве. Вот сейчас как раз такой проект.)))

Сколько раз нужно протестировать игру, чтобы понять, что она работает и отвечает поставленным задачам?

1-2 раза. Все-таки имеющийся опыт подсказывает, какие игровые действия провоцируют картинку результата, а какие не делают этого. Поэтому на первый  тестинг идет уже хороший материал. Но каждый тестинг всегда рождает все новые и новые идеи по тому, как играть с балансом игры и смыслов в игре.

Сколько обычно требуется итераций по доработке игры?

Тоже парочку. Одна итерация – практическая, а вторая –словесно-описательная. Когда нужно методологический язык перевести на пользовательский, например.

Есть ли разница между разработкой бизнес-игры для корпоративного заказчика и легкой развивающе-развлекательной игры для детей?

Можно как найти разницу, так и не найти ее. Я разрабатывала игры и для детей и для взрослых. Ответственность за последействие одинакова. Ты отвечаешь за психику детей, за их опыт и восприятие этого опыта. У взрослых – не меньший перфекционизм в точности донесения информации по теме игры, лабораторная точность. Дети не знают, что хотят, но развивают тебя откровенной обратной связью, взрослые – требовательны уже на входе, а в обратной связи предпочитают высказываться осторожнее детей. И берут с осторожностью.  Вопрос вечный. Лично для меня любой взрослый – это всегда ребенок. И к любому ребенку я отношусь с уважением, как ко взрослому.

Сколько стоит разработать игру? Есть ли стандартная цена на такие услуги?

Моя ведущая потребность – это интерес. Мне приятно получать вознаграждения за свои разработки. Особенно, когда история тиражируемая. Вместе с тем меня не останавливает скромный бюджет. Меня останавливает неинтересная цель. Неинтересные цели не возьму даже за большие деньги. К счастью пока ко мне обращаются по принципу «невозможная задача, нужен твой креатив».

Как быстро окупаются такие инвестиции?

Не могу придумывать игры просто так. Мне нужен заказ. Чтобы поковырять цель, картинку образа результата. И потом провоцировать игровыми элементами эту картинку. Если придумываю игры, просто как продукт, то мне он видится пластмассовым. Ненастоящим. Поэтому инвестиции окупаются сразу после проекта в денежном эквиваленте и спустя месяцы и годы, пока идет процесс анализа произошедшего внутри тебя, как игромастера. Опыт обогащает тебя и одухотворяет.

Как выбрать исполнителя на разработку игр? Ваш совет заказчикам.

Сарафан и химия. Сначала сарафан: спросить у референтной группы знакомых, работодателей, возможно проф. сообщества. А потом пригласить, выслушать идеи по задаче и слушать себя: если хочется с этими людьми идти в разведку, то «надо брать») И еще! Сообщество игропрактиков не такое уж и большое. Все друг друга знают. Задавайте одному игромастеру вопросы относительно других игромастеров. Это самый ресурсный для вас источник информации о том, кто перед вами и подходит ли вам этот игромастер.

Выбираете ли Вы заказчиков? Были ли случаи, когда Вы отказывали заказчику? Почему?

Были случаи. И не раз. Когда я работаю в партнерстве с какой-либо компанией и знаю, что маркетинговая служба не спала ночами, чтобы взять заказ, а потом со мной связываются напрямую, чтобы сэкономить – мягко отказываю. Табу.

Что бы Вы порекомендовали почитать (книги, сайты) заказчику до того как заказать игру?

Ничего. Лучше походить на бизнес-завтраки по интересующей тематике. То, что есть в литературе – это высшая математика для пятиклассника. То есть не будет такого, что человек прочитал «Теорию игр» и начал видеть механики. У нас все разбросано по разным томам, и не всегда на русском языке.

Когда я провожу тренинг по бизнес-квестам, то высылаю список литературы. По моим оценкам читать с перерывом на сон там можно года два.

Какие мероприятия Вы бы порекомендовали посетить? Как разработчикам, так и заказчикам.

Тренинги, которые я посетила сама: у Ольги Ладоги-Ячменевой, у Вадима Дмитриева, Анатолия Казакова. Планирую и дальше учиться.

Конференции: «Большая Игра»,  «Work, Play, Create»

Тематические бизнес-завтраки: ближайший, на который мы готовим игру по теме «MarHR» — для Зарплата.ру в Самаре. Но ирга поедет по России. Можно подгадать нужный город.

В какие игры Вы бы порекомендовали поиграть и для чего (свои и чужие)?

Важно в принципе играть. Еще важнее играть в то, во что играют наши дети. Сокращать пропасть. Понимать, чем живут дети, чтобы направить их, когда они будут готовы. Сейчас очень большие культурные разрывы и кардинально разные ментальности у нас. Важно интегрировать наших талантливых и способных детей с удовольствием и естественно. Не они обязаны вырасти до нас, а наша задача – протянуть им руку и показать на их языке то, то важно и ценно, передать опыт, и учиться у них.

Есть ли сферы, где игры не работают? Почему?

Сферы подходят все, а вот задачи, которые призвана решить игра – не всегда отвечают целесообразности этой самой игры. Довольно часто игра как способ решения задачи противопоказан.

Как вы видите будущее игр? Каковы Ваши прогнозы развития отрасли в целом и «настолок» — в частности?

Будущее у игр без сомнения светлое. Игры в тренде. Об этом говорит и мировая статистика и повышенный интерес к играм в нашей стране. Но до расцвета игр еще далеко.

Были ли у Вас «epic fails»? В чем были их причины? Какие выводы Вы сделали для себя и какие советы могли бы дать начинающим разработчикам?

«Epic» — не было. Просто ошибок было много. Сейчас научилась предупреждать заранее. Например, последнее, что мы не предусмотрели – это низкая температура воздуха при нанесении грима приглашенным актерам. Впопыхах искали территорию с теплым воздухом, где возможно было нанести аэрозольный грим. Никому не было в этой ситуации приятно, учитывая, что наш администратор слег в больницу накануне с тяжелым гайморитом и на площадке нужно было рулить трех подрядчиков с «дайте мне розетку под эту березу»  и «я, кажется, не туда приехал, а вы где?». Выводы следующие: работа в команде делает тебя сильнее. Как волк-одиночка, ты крут и оригинален, но перед лицом проекта всегда нужны единомышленники, дополнительные руки и ноги. Совет: если в ваши игры играете не только вы и интерес к ним растет – берите тех, кто с вами играл в «соучастники» и играйте вместе с остальными. Если на этом этапе все пройдет хорошо – смело учитесь и переходите из новичка в «бывалого».

Можно ли, на Ваш взгляд, сделать на этом карьеру? Что нужно делать, чтобы стать крутым разработчиком?

Можно. Если очень хочется. На мой взгляд, в сфере игропрактики люди не про «карьеру». Они скорее про «интерес», про «вызов», про «нестандартный заказ» и про «креативность».

Чтобы круто разрабатывать нужно две простые вещи: учеба у мастеров плюс игровой опыт. Учиться и играть, играть, играть, учиться,… и потом внезапно вас настигнет в этой последовательности еще и  «разрабатывать».

Видите ли Вы сферы, отрасли, с которыми можно было бы объединить разработку игр для синергетического эффекта? Какие вообще дополнительные навыки, опыт и знания необходимые разработчику? Какое базовое образование нужно?

Об этом можно говорить бесконечно. Игромоделирование необходимо во всех сферах. Прежде всего образовательная как никогда нуждается в игровых подходах в обучении наших деток. В любое «производство» также полезно поиграть. Любой технологический процесс важно переложить в игру. Поскольку так его легче запомнить. И гораздо быстрее.

Про навыки: в нашей сфере я еще ни разу не встречала игротехника, похожего в своих компетенциях на другого игротехника. Более того, сильные стороны на столько сильны, что перестаешь обращать внимание на слабые. Общее для всех разработчиков: системное мышление, воображение и креативность, умение следовать алгоритму и не застревать, умение взять паузу, терпение, внимательное отношение к деталям, аналитическое мышление и умение структурировать упаковывать  смыслы.

О чем мечтает заказчик, когда заказывает игру?

Чтобы игра решала конкретные бизнес-задачи.

О чем Вас спрашивают заказчики? Что их больше всего интересует в разработке игр?

«Кто вы?», «А можно портфолио?», «Сколько будет стоить?»

Что нужно знать до того как начать проект по разработке игры? Как исполнителю, так и заказчику.

Самое главное – договориться о картинке результата. Я обычно много времени трачу на договоренности в этом вопросе. Поскольку именно от этой картинки я каскадирую происходящее в игре. Заказчика же чаще всего напрягают и удивляют мои вопросы из серии: «Представим, что вы среднестатистический участник. Сразу после игры что вы говорите? Другу, руководителю подразделения? А то чувствуете при этом? …»

Что важно учесть, когда сдаешь игру? 

Важно учитывать зафиксированные договоренности.  Если что-то невозможно реализовать через игру – необходимо предупредить, досогласовать. Важно понимать, на каком языке общается заказчик. Какой формат представления игры для него более или менее привычен. Если ему не нравится слово «сеттинг», то не употребляем. То есть важно перейти от уровня методолога на пользовательский уровень, чтобы Заказчик понимал игру, а не вашу экспертность.

С какими задачами к Вам обращаются заказчики?

В основном, все начинается со слов: «есть нестандартный запрос…»

Какой самый яркий результат получили участники Ваших игр?

Сложно оценить. Скорее всего ярче там, где игровой опыт ниже, а уровень вовлеченности высок. То есть это их такой первый тест-драйв. Совсем недавно  делали игру на 500 человек. И от моего сценарного участия  с точки зрения времени работы актеров-альпинистов зависело 25% игрового времени. Такой формат был реализован у этой группы участников впервые. По итогам, толпами выстроились к альпинистам на консультацию (не поняли, что это актеры), а затем очень-очень высоко оценили квестовую часть, выражались эпитетами «как обухом по голове», «я бы никогда не стала так относиться к возражениям, если бы не бытовые драмы». То есть трансформация сильная произошла. И сами участники от себя такого не ожидали. Результат в бизнесе не заставил себя ждать.

О создании какой игры Вы мечтаете?

Я мечтаю создать игру на тему социальных и профессиональных коммуникаций на основе «Теории поколений».

Какой вопрос Вы бы сами себе задали?

Маша, уже никакой. Стараюсь закрыть хвосты. Время 5 утра. Вот раньше спросила бы: «Чем вы не готовы жертвовать ради игр?» И ответила бы: «Сном». А сейчас нет у меня ответа на этот вопрос.)

 

Специально для портала GameConstructor.Ru