Как создать и продать настольную игру?

Недавно я обещал начать рассказывать, как лучше создавать и продавать настольные игры на отечественном рынке. Первый вопрос всегда про заработок: так вот, нормально запущенная игра может приносить примерно от 60 до 150 тысяч рублей в год автору. При этом автор один раз поучаствовал в разработке и больше ничего не делает, а, точнее, делает новые игры, которые также будут его стабильно кормить. Несколько удачных проектов — и можно забыть о постоянной работе, и заниматься только творчеством. Но пока эта идиллия не наступила, начну с самого начала, с краткого обзора рынка, чтобы было понятно, что и как.

 
Игры — товар сложный, но желанный, поэтому в большинстве случаев – задача просто показать их человеку. Например, если вы знаете что-то больше Мафии, Дженги, Эрудита, Уно и Твистера — вы уже более чем подготовлены. Другие игры почти не узнаются: если я скажу, что «Закулисный торг» — это шедевр экономики, «Сопротивление» — самая искушенная психологическая игра, а «Игра престолов» — очень хорошая стратегия, вряд ли вы разделите мой восторг, просто потому что не знаете этих игр. Многие, например, до сих пор думают, что настолки — это поля, где надо бросать кубик и ходить.

Стоит кому-то просто понять, как это здорово (и что бывают игры кроме шахмат) – продажа тут же происходит. Отсюда, например, растут корни постоянных игротек, которые мы проводим в разных местах города 5-7 раз в неделю летом и 7-15 раз в неделю зимой, отсюда — открытие коробок в магазинах, свободные возвраты и многое другое.

Рынок не очень хорошо охвачен и будет расти ещё несколько лет. Это значит, что находить новых клиентов проще, чем конкурировать. Выражается это для автора в том, что одна игра может кормить лет 5-6, и шансы стать хитом у неё выше, чем, например, на перенасыщенном рынке в Германии. С другой стороны, в стране только-только появляется культура настольных игр: до момента, когда в каждой семье будет с десяток их, ещё очень далеко.

Есть три основных канала распространения настольных игр:
1. Крупные магазины игрушек (например, «Детский мир»), где игры просто включены в ассортимент.
2. Всякие магазины с дисками, книгами и прочими вещами, которые уже не нужны на рынке, плюс лайфстайловые магазины. Здесь игры тоже не основной товар, но их, по крайней мере, продавцы знают по названиям.
3. Профильные магазины настольных игр (в сети и в реале).

Может показаться странным, но ориентироваться на пункты 1-2 нет смысла. Поскольку для продажи игры нужно как минимум объяснить что внутри, а в идеале – открыть коробку и познакомить, отваливаются крупные сети магазинов игрушек, книжных, дисков и так далее. Для грамотного выбора игры нужен хороший ассортимент – отваливаются лайфсталовые и другие штуки. Большую часть продаж рынка делают профильные магазины: там есть и своя система промоутирования, и всё для продажи и много чего ещё.

Среди этих профильных магазинов наша сеть Мосигра занимает первое место по розничным продажам. Говоря более простым языком, мы продаём больше всего настольных игр в России и СНГ. Именно поэтому с нами сотрудничают другие крупные игроки (например, Enter, Евросеть, Hallmark, Республика) и мелкие вендоры (лавка Лебедева, куча региональных магазинов, магазины настолок без бренда), и именно поэтому к нам идут крупные издатели с запада.

Соответственно, если вы хотите успешно продавать хит, нужно учесть три простых вещи:
— Это должна быть игра, подходящая рынку, то есть в идеале – простая для освоения (что не исключает сложность при развитии).
— Выбирая издателя, вы выбираете сеть, в которую встанете. Практически каждый издатель имеет собственных «фаворитов», то есть работает в связке с дистрибуцией. Реальный прогноз количества проданных штук игры в год подсказывает, что этот выбор — основной, если вам вообще интересен гонорар.
— К хорошему издателю не так-то просто пробиться. Например, за последний год я отсмотрел около 150 проектов от авторов и ещё около 60 проектов на специальной игротеке для создателей игр. Издано из них было меньше десятка, ещё десяток – в планах, если не появятся более интересные предложения.

Механика очень простая: — Ваша игра должна быть интереснее для издателя, чем локализация чего-то уже успешного в Европе. Вторичные игры никому не нужны.
— Из имеющихся у издателя проектов приоритет на том, что можно быстрее выпустить, то есть на играх с дизайном.
— Когда приходит новая хорошая игра, она оценивается по удачности в сравнении с другими проектами в планах: это значит, что игра, например, на 5-м месте к изданию, может откладываться пару лет при постоянном притоке новых идей.

В следующем посте я расскажу про то, что делать, если у вас уже есть идея или даже прототип, в который вы играете с друзьями.

Источник